Надо ли сдавать статистику всем Операторам связи?
МСП— малые или средние предприятия бывают 3 видов:
микро -до 15 чел. включительно и выручкой до 120 млн без НДС/год,
малое — до 100 чел. с выручкой до 800 млн.руб без НДС/год,
среднее — до 250 чел. с выручкой до 2 млрд руб. без НДС/год
Предыстория
Минкомсвязи ежегодно на своём сайте размещает письмо (ОВ-П14-200-32365 от 25 декабря 2019 г.) с порядком предоставления статистической отчетности. При этом Порядок предоставления статистической отчетности (далее — «Порядок«)дублируется письмом по электронной почте. При этом, перечень форм СН для Оператора связи утвержден Приказом Росстата № 38 от 17 января 2014 г и от 12.03.2015 № 95 и включает множество многостраничных форм, из которых 3 обязательно для всех Операторов связи, а для каждого вида деятельности в области связи существует ещё 1-2 дополнительные формы. При этом, формы 4-связь и 65-связь фактически дублирует сведения отчетов по резерву универсального обслуживания. А специализированные формы по видам деятельности дублируются другой отчетностью — о технологических возможностях сетей связи, предусмотренной п.3 приказа Минкомсвязи № 258 от 26.08.14
Письмо рассылается по электронной почте всем Операторам связи. Адреса электронной почты Операторов связи используются те, что были указаны в заявлении о предоставлении лицензий. При этом в рассылке не указывается конкретное наименование юридического лица. И когда на несколько взаимозависимых Операторов связи в заявлении о предоставлении лицензии указан один и тот же адрес электронной почты, неясно кому конкретно адресовано электронное письмо.
В рассылаемых письмах указывается на обязательность предоставления стат.отчетности всеми Операторами связи, под страхом ответственности в т.ч. за ее искажение, установленной статьей 13.19 Кодекса России об административных правонарушениях в виде штрафа 20-70 тр., а за повторно совершенное правонарушение- от 100 до 150 т.р.
Законодательное регулирование
Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ гласит:
«1. Федеральные статистические наблюдения (далее -по тексту «СН«) за деятельностью субъектов МСП осуществляются путем проведения сплошных СН за деятельностью всех МСП и выборочных СН за деятельностью отдельных МСП на основе представительной (репрезентативной) выборки. Перечни субъектов СН формируются на основе сведений, внесенных в единый реестр субъектов МСП.
2. Сплошные статистические наблюдения за деятельностью субъектов МСП проводятся 1 раз в 5 лет (последний — 2016 г).3. Порядок проведения выборочных СН определяется Правительством Российской Федерации».
П.3. ст.5 «О развитии малого и среднего предпринимательства» от 24.07.2007 № 209-ФЗ указывает: «Выборочные статистические наблюдения малых и средних предприятий проводятся ежемесячно и (или) ежеквартально, а микропредприятий — ежегодно. Порядок проведения выборочных СН определяется Правительством Российской Федерации».
Правительство РФ постановлением от 16 февраля 2008 г. N 79 утвердило Порядок, которым:
«2. Перечни субъектов МСП, подлежащих выборочному статистическому наблюдению, ежегодно определяются Росстатом на основе формирования выборки по видам экономической деятельности. Субъекты МСП, включенные в указанный перечень, представляют сведения по формам федерального СН, утвержденным в соответствии с пунктом 3 настоящих Правил.
4. Росстат через свои территориальные органы обеспечивает субъекты МСП, подлежащие выборочному статистическому наблюдению, бланками форм федерального СН на безвозмездной основе.
Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 18 августа 2008 г. № 620 утвердило Положение об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета (далее — «СУ«), которым предусмотрено:
«2. Предоставление респондентами в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального СУ осуществляется с соблюдением следующих условий:
в) доведение субъектами официального СУ (Росстатом, Минкомсвязи) форм федерального СН и указаний по их заполнению до респондентов в порядке, установленном пунктом 4 настоящего Положения;
4. Субъекты официального СУ бесплатно информируют (в том числе в письменной форме) респондентов о проведении в отношении их федерального СН по конкретным формам федерального СН, обязательным для предоставления.
В случае направления информации респонденту по почте она направляется по адресу места его нахождения, содержащемуся в ЕГРЮЛ, либо по адресу, указанному в письменном обращении респондента.
Субъекты официального СУ на своих официальных сайтах в сети «Интернет» размещают формы федерального СН и указания по их заполнению, а также перечень респондентов, в отношении которых проводится федеральное СН, с указанием индексов и наименований форм, подлежащих предоставлению, реквизитов актов об их утверждении».
Выводы
1) Письмо Минкомсвязи не является нормативным правовым актом, так как оно не зарегистрировано Минюстом (а после этого должно ещё пройти процедуру официального опубликования на сайте pravo.gov.ru), не имеет обязательного характера, а несет только рекомендательный характер.
2) Заполнять формы следует только тем Операторам связи-МСП, до кого они были доведены административным органом в установленном порядке. Иные Операторы связи не обязаны подавать сведения и не несут ответственности.
Судебная практика на стороне МСП. Так, в соответствии с Постановлением Верховного Суда РФ от 07.07.2015 № 82-АД15-3: «В материалах дела имеются доказательства того, что бланки формы федерального СН, утвержденной приказом Росстата, и указания по ее заполнению, были доведены административным органом до респондента — Усмановой М.М. письмом почты РФ от 25.02.2014 N 07-412(л.д. 59). Следовательно к ответственности Оператора связи могут привлечь только при доказательстве получения почтовым отправлением форм стат. наблюдения и порядка их заполнения. Кроме того, судебная практика по привлечению Операторов связи отсутствует.
3) До 2021 года (очередного года сплошных СН) стат. отчетность предоставляют только те МСП, которые попали в выборку. При этом микропредприятия (до 15 включительно и выручкой до 120 млн без НДС) обязаны предоставить только ежегодную отчетность.
4) К ответственности по ст. 13.19 КоАП РФ в соответствии Оператора связи могут привлечь только территориальные органы Росстата.