На главнуюКарта сайтаКонтакты

115419, Москва, 2-й Рощинский пр-д, д. 8, 
тел.:  +7(495) 777-84-45, +7(499) 391-41-71

 



 

 

Новости
Аналитика
Законодательство
Письма Регулятора
О компании
Контакты
Наша команда
В начало

 


|

Наши клиенты:
  • beeline
  • mailru
  • dlink
  • voen
  • dozd
  • altegro
  • life

АПК Агент Ревизор: с чем его едят?

Официальная информация

С 2014 г. в России ведется Единый реестр, позволяющий идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в России запрещено" (далее - "Реестр").

Согласно п. 10 ст. 15.1 ФЗ т 27.07.2006 №149-ФЗ, оператор связи, оказывающий услуги доступа к сети Интернет, обязан в течение суток с момента включения в реестр сетевого адреса сайта, ограничить доступ к такому сайту в сети Интернет".

За не закрытие доступа суд наказывает штрафом 50-100 тыс. руб. безальтернативно (ИП : 10- 30) а должностях лиц: 3-5 тысяч рублей. Закон действует с 25 марта 2017 г. При этом, зачастую наказывают дважды: и должностное, и юридическое лица

Роскомнадзор утвердил Рекомендации по ограничению доступа к информации в Интернет.

За закрытием доступа следит сертифицированный аппаратно-программный Агент АС "Ревизор" (далее - Ревизор). Ревизор устанавливается согласно приказа Роскомнадзора от 17.07.14 г. № 103.

Согласно п. 4.1.2. Технического задания, Агент должен иметь доступ к ЦУ по прикладному протоколу, защищенному протоколами SSL(TLS) , и к сети Интернет через СПД, ограничение доступа к информации на которой будет проверяться. Также функционал Ревизора умеет проверять работоспособности СПД операторов связи ( доступность"Белого списка").

Структура функционирования  и логика работы системы "Ревизор"

С Письмом ФГУП "РЧЦ ЦФО" (которое ведет с Операторами тех.работу по Ревизору) о логике и схеме работы Ревизора можно ознакомиться здесь

Если Ревизор находит запрещенный ресурс, Агент делает скриншот сайта, создаёт Протокол Мониторинга и отправляет его в ЕИС Роскомнадзора

Протокол мониторинга прилагается к Протоколу административном правонарушении. С даты протокола мониторинга отсчитывается срок давности привлечения к административной ответственности.

Расходы на Ревизор, в т.ч. за: порт доступа на скорости 10Мбит/с, трафик, который использует Ревизор (может достигать нескольких Гб), потребляемое электричество предлагается оплатить Оператору. Вместе с тем, это не вытекает из законов РФ, а п. 9 Приказа Роскомнадзора № 107 нарушает права предпринимателей и может быть оспорен в Верховном суде России.

Блокировать требуют все IP адреса, даже те, которых нет в Реестре. Это в частности указано в  официальном сообщении Роскомнадзора. Эта логика подтверждается практикой. Так, в протоколах мониторинга от "Ревизора" значатся IP-адреса, отсутствующие в реестре. В протоколе мониторига IP-адресов нет вообще - только URL-ы и снимки, причем на некоторых имеется информация о том, что такого сайта не существует.

Порядок установки (пример ЦФО)


Ответственные за выдчу АПК Агент Ревизор: филиалы ФГУП "РЧЦ ЦФО" в субъектах России (далее – "Филиал"). Предполагаемое количество агентов в ЦФО - 952, в т.ч. для Москвы и области – около 800. Планируемые способы получения Агентов:
Доставка непосредственно операторам - исключительный случай.
Передача по адресам Филиала/РКН по ЦФО в Москве:
ул. Старокрымская, д. 13;
ул. Достоевского, д. 1/21;
Старокаширское шос. , д. 2, корп. 10.
При выдаче – расписка о получении. Проект Договора безвозмездного пользования высылается на E-Mail Оператора.

Согласно опроса об использовании Ревизора, проведенном среди 222 российских Операторов связи, около 15% Операторов вообще не установили Ревизор, а ещё 18% установили только программный Агент, показания которого не могут использоваться в суде как доказательство факта нарушения , так как программа не сертифицирована.

Рекомендации

Некоторые производители dpi (с помощью которого осуществляется блокировка) прописывают в договоре свою ответственность за штрафы РКН при "не блокировке". Ищите таких  вендоров.

Некоторые вышестоящие Операторы (uplink) прописывают в договорах о присоединении обязанность блокировать за присоединяемого Оператора (downlink ). Ищите таких Операторов при заключении договора. При этом, если ВЫ получите штраф, Вы транслируете его uplink в рамках субсидиарной ответственности, предусмотренной гражданских законодательством России

Аппаратных Агентов закупили не на всех интернет-провайдеров, поэтому не получайте аппаратный Ревизор.

Передача Ревизора документируется актом приемки-передачи, про договор в приказе 103 упоминания нет, поэтому не подписывайте договор.
 

Оспаривайте в суде, ссылаясь на пропуск срока давности (3 месяца)

Практика

АС "Ревизор" формирует материалы по операторам связи, на сетях которых зафиксировано более 1% незаблокированных ресурсов" (из ответа ИО начальника Отдела мониторинга интернет-ресурсов Управления информационных технологий Аппарата управления ФГУП "РЧЦ ЦФО" Минакова Владислава Алексеевича на конференции Росокомнадзора).

Следует отметить, что до 25 марта все равно привлекали, но к штрафам 30-40 тыс. руб. На таких судах следует заявить нижеуказанную позицию:

В соответствии с п. 6. ст. 205 АПК РФ: "При рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол". Основанием для привлечения к ответственности является наличие состава правонарушения.

П. 1 ст. 2.1 кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – "КоАП РФ"): определяет состав административного правонарушения как: "противоправное, виновное действие (бездействие), за которое настоящим Кодексом ... установлена административная ответственность.

В соответствии с п. 4.б. раздела XVI  Перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания телематических услуг связи  (утверждены постановлением правительства России от 18.02.2005 N 87), при осуществлении телематических услуг связи, предусмотрено нижеуказанное лицензионное требование: "4.обеспечение предоставления абоненту и (или) пользователю:  б) Доступа...в том числе к сети Интернет".

Таким образом, каждый, осуществляющий деятельность в области оказания телематических услуг связи обязан предоставлять доступ к сети Интернет.

П. 5. ст. 46 ФЗ "О связи" гласит: "Оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к ... сети "Интернет", обязан осуществлять ограничение ... доступа к информации, распространяемой посредством ... сети "Интернет "в порядке, установленном Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ". Таким образом, данное требование относится ко всем Операторам связи, осуществляющим деятельность по предоставлению телематических услуг связи.

Ответчик осуществляет деятельность по предоставлению доступа к сети Интернет в соответствии с п. 4.б) лицензии на телематические услуги связи. Ответчику вменяется в вину неисполнение п. 5 лицензии - исполнение Правил оказания телематических услуг связи. В Правилах оказания телематических услуг связи (утверждены Постановлением Правительства РФ от 10.09.2007 N 575) насчитывается 73 пункта, каждый из которых обязан соблюдать Оператор, имеющий лицензию на телематические услуги связи, в том числе пункт 26 а) о соблюдении законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, договора с Абонентом.

В соответствии с п. 4. Статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности": "К лицензионным требованиям не могут быть отнесены требования о соблюдении законодательства Российской Федерации в соответствующей сфере деятельности в целом".

Учитывая вышеизложенное, наказание Ответчика за неисполнение п. 5. ст. 46 ФЗ "О связи" по ч. 3 ст. 14.1 Кодекса России об административных правонарушениях как за нарушение условия действия лицензии № 97516 от 16.04.2012, будет наказанием за неисполнение требования о соблюдении законодательства России  в сфере осуществления деятельности по предоставлению телематических услуг связи в целом.

Вместе с тем, следует отметить, что в настоящее время отсутствует ответственность за неисполнение оператором связи, оказывающим услуги по предоставлению доступа к сети "Интернет", обязанности, предусмотренной п. 5 ст. 46 Федерального Закона "О связи" №126-ФЗ от 07.07.03 (далее - "ФЗ "О связи") по ограничению доступа к информации.

В соответствии с информацией официального сайта Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации 10.02.17 проект федерального закона № 1102471-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части установления ответственности оператора связи)", вводящего административную ответственность за: "Неисполнение оператором связи, оказывающим услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"обязанности по ограничению доступа к информации, доступ к которой должен быть ограничен на основании сведений, полученных от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере связи" .

Данный закон №18-ФЗ только 22 февраля 2017 г. подписан Президентом России.

В соответствии со ст. 2 проекта федерального закона, он "вступает в силу по истечении тридцати дней после дня его официального опубликования", то есть 25 марта 2017.

На дату составления протоколов об административных правонарушениях, федеральный закон №18-ФЗ от 22.02.17 не вступил в действие.

Таким образом, на дату составления протоколов об административных правонарушениях отсутствует ответственность за нарушение п.5 ст. 46 федерального закона "О связи". А в соответствии с ч.1 ст. 24.5. КоАП РФ: "Производство по делу об административном правонарушении ... подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: 2)отсутствие состава административного правонарушения.

Судебная практика по Агенту "Ревизор"