Разрешение на частоты
Легализация использования Оператором связи[1] радиоэлектронных средств[2]
Использование радиочастотного спектра воздушного пространства для передачи информации посредством электромагнитного излучения, в том числе излучения, создаваемого радиоэлектронными средствами (далее по тексту – «РЭС») ограничено. Воздушное пространство России является частью её территории. А в соответствии со ст. 4 Конституции РФ, «Суверенитет России распространяется на всю ее территорию. Федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации».
Федеральный закон «О связи» № 126-ФЗ от 07.07.2003 для законного использования РЭС в России требует последовательно одно за другим получить указанные ниже разрешения.
До начала легализации предполагается, что изготовитель/продавец РЭС получил
1) Разрешение на ввоз РЭC: В России ведутся 2 Реестра РЭС (ВЧУ) гражданского назначения :
А) Ввозимых на территорию ЕАЭС без лицензии МинПромТорга
Б) Получивших лицензию МинПромТорга на ввоз на территорию РФ
2) Декларацию/сертификат соответствия Системы Сертификации в области Связи[4]
Ордерком оказывает услуги по составлению заявок и их сопровождению по каждому из нижеуказанных этапов легализации.
Решение о выделении полос радиочастот [5]
Выделение полос радиочастот[6] осуществляет государственная комиссия по радиочастотам[7] (далее – «ГКРЧ») при Минкомсвязи. При этом в соответствии с п. 2 ст. 22 ФЗ № 126-ФЗ от 07.07.03 «О связи», Постановление КС РФ от 28.02.2006 N 2-П, ГКРЧ является межведомственным коллегиальным органом по радиочастотам, не является федеральным органом исполнительной власти и не может осуществлять нормативно-правовое регулирование. В состав[8] ГКРЧ входят представители всех «силовых» ведомств, связных, транспортных ведомств, ФТС и МПТР.
Назначение полос радиочастот прописано в Таблице[9] распределения полос радиочастот между радиослужбами Российской Федерации. На основании записей Таблицы принимается решение о выделении полос радиочастот, а также устанавливаются условия такого выделения.
Полосы радиочастот делятся на 3 категории:
1) Преимущественного пользования РЭС, используемыми для нужд государственного управления, в том числе президентской связи, правительственной связи, нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка (далее по тексту – «ПР». Их 26,56 % от всех РЭС в диапазоне 3 МГц- 30 ГГц[10]);
2) Преимущественного пользования РЭС гражданского назначения (далее по тексту – «ГР». Их 2,14% от всех РЭС в диапазоне 3 МГц- 30 ГГц);
3) Совместного пользования РЭС любого назначения (далее по тексту – «СИ»). Их 71,3 % от всех РЭС в диапазоне 3 МГц- 30 ГГц).
В полосах ГР не проводятся согласования федеральными органами исполнительной власти в области правительственной связи и информации и в области обороны.
В настоящее время по всем диапазонам, кроме новых технологий ГКРЧ приняты «обобщенным» решения, когда полосы радиочастот выделяются для использования всем без оформления отдельных решений ГКРЧ для каждого конкретного лица, при условии, что основные технические характеристики используемых РЭС соответствуют техническим характеристикам, указанным в решении[11]. Если такое решение есть, и характеристики РЭС соответствуют, то отпадает необходимость выделения радиочастот частным решением. Но если ТТХ РЭС Оператора превышают ТТХ, указанные в обобщенном решении ГКРЧ, то надо подавать заявку на изменение ТТХ обобщенного решения.
Иногда в обобщенном решении ГКРЧ также указывается, что можно использовать частоты без присвоения (назначения) радиочастот для каждого конкретного пользователя при условии, что основные технические характеристики используемых РЭС соответствуют техническим характеристикам, указанным в решении ГКРЧ[15]Если такое решение есть, то для легального использования РЭС достаточно его регистрации и ввода в эксплуатацию. Если данного условия не прописано в обобщенном решении ГКРЧ, то необходимо присвоение (назначение) радиочастот (см. ниже).
Ввоз на территорию РФ РЭС, технические характеристики которых соответствуют техническим характеристикам, утвержденным обобщенными решениями ГКРЧ на выделение полос радиочастот, осуществляется на основании заключения радиочастотной службы.
Частным решением ГКРЧ выделяет полосы радиочастот конкретному получателю. До этого ГКРЧ обращается с запросами в Минобороны России и/или ФСО России и Роскомнадзор и другие органы для проведения ими технической экспертизы. А данные органы дают оценку возможности обеспечения электромагнитной совместимости заявляемых РЭС с РЭС, которым уже выделены полосы радиочастот или по которым заявки поданы раньше. Выделение полос радиочастот будет только при условии положительных заключений всех экспертных органов.
При этом трудно предсказывать сроки получения такого решения, так как:
— сроков или периодичности проведения ГКРЧ не установлено (бывали случаи, когда ГКРЧ не проводило заседания и 8,5 месяцев),
— в отдельных случаях по обращению федерального органа исполнительной власти (члена ГКРЧ) при наличии мотивированных обоснований, ГКРЧ может принимать решения о переносе на следующее заседание рассмотрения подготовленного аппаратом ГКРЧ проекта решения, но не более одного раза.
Выделение полос радиочастот осуществляется на десять лет. Право на использование полос радиочастот, оформленное решением ГКРЧ конкретному заявителю, не может быть передано другим юридическим или физическим лицам без оформления в установленном порядке соответствующего решения ГКРЧ.
Также следует отметить, что при выделении решением ГКРЧ полос радиочастот для конкретных типов РЭС, разрешается использовать эти полосы радиочастот для иных типов РЭС, с идентичными режимами работы, идентичными техническими характеристиками излучения и приёма на условиях, определённых в указанных решениях ГКРЧ, без расширения территории использования РЭС.
При этом, в соответствии с ч.2 ст.27 АПК РФ, подтверждающей данную норму судебной практикой[12], арбитражные суды разрешают дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, с участием государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица. Есть даже выигранные дела.
В силу п.2 ч.1 ст.29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений государственных органов, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями.
Нормы Регламента Правительства РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 01.06.2004 №260, Закона о связи, Положения о ГКРЧ наделяют Государственную комиссию по радиочастотам статусом межведомственного органа при федеральном органе исполнительной власти в области связи и соответствующими координационными полномочиями для обеспечения согласованных действий заинтересованных органов исполнительной власти при решении соответствующего круга задач.
Согласно п.13 Положения о ГКРЧ решения, принятые Комиссией в пределах своей компетенции, являются обязательными для всех органов исполнительной власти, юридических и физически х лиц, включая иностранных.
Таким образом, ГКРЧ является межведомственным коллегиальным органом, осуществляющим публичные полномочия, решения которого, исходя из положений вышеприведенных норм АПК РФ, могут быть обжалованы в арбитражном суде При этом отсутствие у ГКРЧ правового статуса органа исполнительной власти не является препятствием для оспаривания решения ГКРЧ в порядке административного судопроизводства. Исходя из изложенного, ГКРЧ выступает в качестве надлежащего ответчика в суде по делу.
В самом лучшем случае срок получения решения ГКРЧ составит 5 месяцев, но в среднем 8,5 месяцев.
ОрдерКом подготовит документы, для получения заключения (разрешения) на ввоз РЭС.
Торги
Если ГКРЧ установит[13], что доступный для оказания услуг связи радиочастотный спектр ограничивает возможное количество операторов связи на данной территории, то проводятся аукцион, победитель которых сразу получает лицензию и выделение полос радиочастот . Победитель аукциона обязан подать заявки на присвоение (назначение) частот, хотя это будет и формальностью.
Данные правила не распространяются на отношения, связанные с использованием радиочастот при оказании услуг связи для целей наземного эфирного телерадиовещания в столицах субъектов РФ и в городах с численностью населения свыше 100 тыс. человек. Здесь лицо, выигравшее конкурс, проводимый Федеральной конкурсной комиссией при Минкомсвязи, сразу получит частоты, вещательную и связную лицензии[14]. При этом средний размер официального конкурсного взноса на радиовещание составляет около 1,5 млн. рублей. Процедура конкурса не прозрачна и имеет коррупционную составляющую.
Экспертиза о возможности использования заявленных РЭС и об их электромагнитной совместимости[16] с действующими и планируемыми для использования РЭС
Головной экспертной организацией является радиочастотная служба (ФГУП «Главный РадиоЧастотный Центр» и ФГУП РЧЦ Центрального округа [17]).
Соисполнителями экспертизы являются органы Минобороны России и/или ФСО России и/или ФСБ РФ и Роскомнадзор.
Условием принятия документов к экспертизе является наличие обобщенного решения ГКРЧ или обращение в радиочастотную службу по каждому населенному пункту в течение одного года со дня принятия частного решения ГКРЧ.
Данный этап является платной услугой, оказываемой в целях предоставления Роскомнадзором государственной услуги[18] и оплачивается в размере, рассчитанным согласно Методике определения размера платы, утвержденной приказом Минкомсвязи №355 от 26.12.2011 .
На практике, чем больше количество РЭС и чем в большем количестве точек они установлены, тем больше будет стоимость услуги. При этом радиочастотная служба выдаст положительное заключение экспертизы только при условии положительных заключений всех экспертных органов.
Средний срок прохождения заявки в ОрдерКом составляет 4,5 месяца. Однако, если необходима международная координация (РЭС будут расположены вблизи границы РФ) или будет определена необходимость проведения натурных испытаний (рядом ВЧ, аэропорт, крупные правительственные учреждения), то срок намного увеличивается.
Этот этап самый сложный и непредсказуемый, ибо на нём проверяется, не будет ли данное РЭС создавать радиопомехи[19] РЭС, которые имеют действующее заключение экспертизы или РЭС лиц, подавших заявку на экспертизу раньше. Далее материалы радиочастотной заявки направляются в Минобороны России, ФСО России и/или ФСБ России для согласования возможности использования радиочастот или радиочастотных каналов для РЭС гражданского назначения и их ЭМС с действующими и планируемыми для использования РЭС, обеспечивающими связь для нужд органов государственной власти, нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка (далее – процедура согласования с Минобороны России, ФСО России и/или ФСБ России).
При этом полученные заключения Минобороны России, ФСО России и/или ФСБ России могут содержать вывод о невозможности использования запрашиваемых радиочастот или радиочастотных каналов по условиям ЭМС с РЭС, используемыми для нужд государственного управления, безопасности государства и обеспечения правопорядка.
В данном случае результатом оказания услуг ФГУП «ГРЧЦ» по договору является «отрицательное» заключение экспертизы ЭМС, то есть содержащее вывод о невозможности использования запрашиваемых радиочастот или радиочастотных каналов.
Обращения о проведении экспертизы ЭМС для РЭС с измененными характеристиками излучения (приема) или указанием других предпочтительных полос (номиналов) радиочастот или радиочастотных каналов будут рассмотрены ФГУП «ГРЧЦ» установленным порядком. На основании не прохождения этого этапа Минобороны не согласовало ОАО «Ростелеком» присвоение частот в полосе 2,3-2,4ГГц, выигранных по конкурсу.
При положительном заключении силовых ведомств ГРЧЦ разрабатывает план частотно-территориального размещения РЭС и условия возможного использования радиочастот или радиочастотных каналов, вносимые в заключение экспертизы электромагнитной совместимости с учетом расчета ЭМС (в случае его проведения) и поступивших заключений Минобороны России, ФСО России и/или ФСБ России.
Документом, венчающим экспертизу, будет заключение экспертизы. Заключение действительно шесть месяцев ( для наземного эфирного телерадиовещания = 1 год). Если в течение этого срока Заявитель не подал заявление на присвоение (назначение) радиочастот, то придется проходить всю частотную процедуру заново. При этом экспертное заключение не может быть оспорено в суде, так как отсутствуют конкурирующие организации, проводящие экспертизу. Кроме того, непонятно, как формировать доказательственную базу, учитывая, что письменные согласования силовых ведомств являются закрытой информацией, составляющей государственную тайну.
Лицензия на оказание услуг связи с использованием радиочастотного спектра[3]
Для получения лицензии к стандартному пакету документов необходимо также приложить решение ГКРЧ о выделении полос радиочастот. Предоставление лицензии оплачивается государственной пошлиной в размере 7500 рублей. Решение о предоставлении лицензии принимается Роскомнадзором в срок, не превышающий семидесяти пяти дней со дня регистрации заявления. Ещё примерно 2 недели лицензия будет печататься. Средний срок получения «частотной» лицензии на руки – 1,5 месяца.
В условиях действия такой лицензии будет прописано следующее лицензионное условие: «Лицензиат обязан в процессе оказания услуг в соответствии с данной лицензией выполнять условия, установленные при выделении полос радиочастот и присвоении (назначении) радиочастоты или радиочастотного канала».
Если лицензия есть, но вместо вышеуказанной фразы прописано: «При оказании услуг связи в соответствии с данной лицензией радиочастотный спектр не используется», то необходимо переоформить лицензию, но уже с использованием радиочастотного спектра.
Стоимость, сроки и порядок получения лицензий указаны здесь
Присвоение (назначение) радиочастот или радиочастотных каналов[20]
Решение по данному этапу принимается Роскомнадзором не позднее чем через 35 рабочих дней со дня регистрации обращения. Условием принятия документов является наличие действующего положительного заключения экспертизы ФГУП «ГРЧЦ».
Присвоение (назначение) радиочастот или радиочастотных каналов осуществляется на десять лет или на меньший заявленный срок, или на меньший срок в случае, если необходима международная координация или будет определена необходимость проведения натурных испытаний. Срок присвоения (назначения) для орбитально-частотного ресурса может быть увеличен с учетом гарантированного срока службы космических объектов, используемых для создания и функционирования сетей связи.
Документом, подтверждающим присвоение радиочастот или радиочастотных каналов, является разрешение на их использование. Разрешение направляется заявителю в течение 20 рабочих дней со дня принятия решения. Итоговый максимальный срок получения разрешения на руки: 73 календарных дня, т.е. почти 2,5 месяца.
При этом условием действия разрешения является регистрация РЭС в территориальном управлении по его месту установки в течение 1 года после присвоения (назначения) радиочастот или радиочастотных каналов (Для РЭС, используемых в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных = 2 года).
При этом одно юридическое лицо может продать право на использование частоты другому. Для этого новый обладатель права на использование радиочастот подает в Роскомнадзор заявление о переоформлении.
Стоимость услуг по получению/ переоформлению разрешения на использование радиочастот от 10 тыс. руб
Оплата за использование радиочастотного ресурса
П. 4 ст. 23 ФЗ «О связи» устанавливает, что «Порядок установления размеров разовой платы и ежегодной платы, взимания такой платы, ее распределения и использования определяется исключительно Правительством Российской Федерации».
Правительство постановлением от 16.03.11 №171 утвердило Правила установления размеров разовой платы и ежегодной платы за использование в Российской Федерации радиочастотного спектра и взимания такой платы.
Оператор связи с даты присвоения (назначения) частот обязан платить за их использование по тарифам, основанным на Методике расчета размеров платы за использование радиочастотного спектра [22]. Счета выставляет Роскомнадзор на основании данных радиочастотной службы, но до решения о получении частот Оператор самостоятельно может рассчитать плату по калькулятору здесь . Неоплата в течение 30 дней от установленного Правилами срока выделенного радиочастотного спектра является основанием для прекращения Разрешения на использование радиочастотного спектра во внесудебном порядке (на основании приказа Роскомнадзора)
Регистрация РЭС.
Регистрацию РЭС производит территориальное управление Роскомнадзора по месту установки РЭС не позднее 10 рабочих (14 календарных) дней с даты регистрации заявления, при условии наличия выданного не позднее года до даты обращения разрешения на использование радиочастот или радиочастотных каналов. Порядок регистрации установлен Правилами регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств[21]. Документом, подтверждающим регистрацию РЭС, является свидетельство о регистрации РЭС.
При этом, в соответствии с п. 24 Изъятий из перечня РЭС и ВЧУ [21]) не подлежат регистрации Устройства малого радиуса действия в сетях беспроводной передачи данных в полосе радиочастот 2400 — 2483,5 МГц с одной из нижеуказанных характеристик:
— высоте установки РЭС не более 10 м от поверхности земли.
— максимальной эквивалентной изотропно излучаемой мощностью передатчика не более 100 мВт и максимальной спектральной плотности эквивалентной изотропно излучаемой мощности 2 мВт/МГц при использовании прямого расширения спектра и других отличных от псевдослучайной перестройки рабочей частоты видов модуляции
— максимальной эквивалентной изотропно излучаемой мощностью передатчика не более 2,5 мВт при использовании псевдослучайной перестройки рабочей частоты.
Стоимость услуг составляет от 10 тысяч рублей
Разрешения (лицензии) на судовые радиостанции
Стоимость услуг составляет 5 тысяч рублей
Прочие процедуры, свойственные не только сети связи с использованием РЭС
— Проектирование сети связи с использованием беспроводного доступа + экспертиза проекта сети
— Ввод в эксплуатацию сети связи с использованием РЭС документируется посредством подписания акта
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Одним из выходов минимизации вышеописанных сроков и рисков является покупка действующего оператора связи с частотными разрешениями. Но здесь возможен вариант, что будут не все разрешения или они будут незаконно выданы, за чем может последовать прекращение их действия (как в случае с ОOО «Скартел» (Yota)или как в случае с группой компаний Ройтмана: Антарес, Арктур, Интеграл [23]). Поэтому необходима грамотная и всесторонняя оценка документации покупаемой фирмы.
[1] Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги связи на основании соответствующей лицензии (см. п. 12) ст. 2 ФЗ «О связи»).
[2] Технические средства, предназначенные для передачи и (или) приема радиоволн, состоящие из одного или нескольких передающих и (или) приемных устройств либо комбинации таких устройств и включающие в себя вспомогательное оборудование (см. п. 21) ст. 2 ФЗ «О связи»).
[3] Совокупность радиочастот в установленных Международным союзом электросвязи пределах, которые могут быть использованы для функционирования РЭС (см. п. 20 ст. 2 ФЗ «О связи»).
[4] Обязанность установлена (п. 1 ст. 41 ФЗ «О связи»).
[5] Разрешение в письменной форме на использование конкретной полосы радиочастот РЭС с определенными техническими характеристиками
[6] Радиочастота — частота электромагнитных колебаний, устанавливаемая для обозначения единичной составляющей радиочастотного спектра (см. п. 19 ст. 2 ФЗ «О связи»);
[7] Положение о ГКРЧ утверждено Постановлением Правительства РФ от 02.07.2004 N 336. Порядок принятия решений утвержден решением ГКРЧ от 20 декабря 2011 г. N 11-13-01
[8] Состав ГКРЧ утвержден распоряжением Правительства РФ от 2 июля 2004 г. N 901-р
[9] Утверждена Постановление Правительства РФ от от 21 декабря 2011 г. N 1049-34
[10] Здесь и далее, процентное соотношение взято из Издания Совета Федерации ФС РФ: «Проблемы НДД к инфраструктуре и ресурсам общедоступной связи». Стр. 40.
[11] См., например, решение ГКРЧ от 15 июля 2010 г. N 10-07-02 Об использовании полос радиочастот 5150-5350 МГц и 5650-6425 МГц радиоэлектронными средствами фиксированного беспроводного доступа
[12]См. http://kad.arbitr.ru/data/pdf/5cf56876-e5c3-4118-bf9f-65f498f79ee9/A40-105885-2010_20110208_Postanovlenie+apelljacii.pdf
[13] См., Постановление правительства от 24 мая 2014 г. N 480 и, например, решение ГКРЧ от 19 августа 2009 г. N 09-04-05-1
[14]См. п. 16 Положения о проведении конкурса на получение права осуществлять наземное эфирное вещание… утверждено ППРФ от 26 января 2012 г. N 25
[15] См., например, решение ГКРЧ № 07-20-03-001 «О выделении полос радиочастот устройствам малого радиуса действия»
[16] Способность РЭС функционировать с установленным качеством в окружающей электромагнитной обстановке и не создавать недопустимые радиопомехи другим РЭС (см. п.36) ст. 2 ФЗ «О связи»).
[17] ФГУПы РЧЦ Федеральных округов проводят экспертизу только в полосах радиочастот, указанных в Приложении № 1 к Порядку, утвержденному решением ГКРЧ от 20 декабря 2011 г. N 11-13-02
[18] См. п. 21 Перечня услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления ФОИВ государственных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении гос. услуг. Утвержден постановлением Правительства РФ от от 6 мая 2011 г. N 352
[19] Воздействие электромагнитной энергии на прием радиоволн, вызванное одним или несколькими излучениями, в том числе радиацией, индукцией, и проявляющееся в любом ухудшении качества связи, ошибках или потерях информации, которых можно было бы избежать при отсутствии воздействия такой энергии (см. п. 18) ст. 2 ФЗ «О связи»);
[20] разрешение в письменной форме на использование конкретной радиочастоты или радиочастотного канала с указанием конкретного радиоэлектронного средства, целей и условий такого использования (см. п. 17) ст. 2 ФЗ «О связи»).
[21] Утверждены постановлением Правительства РФ № 564 от 12.10.2004
[22] Утверждена приказом Минкомсвязи №164 от 30.06.11
[23] Созданная Роскомнадзором комиссия изучала правомерность оформления по заявкам ООО «Скартел» положительных заключений экспертизы электромагнитной совместимости в ФГУП «ГРЧЦ» и выдачи разрешений на радиочастоты в Роскомнадзоре. Комиссия выявила факты нарушений со стороны ряда должностных лиц (ФГУП «ГРЧЦ» и Роскомнадзора) законодательства о связи, нормативно-правовых актов РФ. В связи с этим принятые в январе-мае решения о присвоении радиочастот ООО «Скартел» были отменены Приказами Роскомнадзора от 27.07.10 и 02.08.2010 По компаниям Ройтмана до сих пор идут судебные разбирательства см. http://kad.arbitr.ru/Card/eb44cba4-443d-451e-8b4b-509ba58b8559 http://kad.arbitr.ru/Card/dc48c71f-2182-4f04-a643-2b4475ddb349