«Налог» на СОРМ увеличит цену пользования Интернетом
Автор: Дмитрий Галушко, к.ю.н., генеральный директор, ООО «ОрдерКом»
Инициативы Минкомсвязи, касающиеся требований к системам хранения данных, необходимым операторам связи для исполнения «закона Яровой» могут привести к олигополии на рынке СОРМ и, в конечном счете, увеличению цен на услуги связи.
Минкомсвязи разместило на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов проект изменений в постановление Правительства РФ от 12 апреля 2018 г. № 445 (Правила хранения сообщений пользователей по ФЗ №374-ФЗ от 6 июля 2016 , далее — «закон Яровой»)
Из проекта изменений в Правила хранения сообщений следует, что системы хранения данных (далее — СХД) должны быть российского производителя. При этом, такой производитель должен получить заключение Минпромторга о соответствии.
Условием соответствия является, в частности, соблюдение процентной доли иностранных комплектующих в общей стоимости всего изделия. Так, доля использованных при производстве иностранных комплектующих должна составлять до 31 декабря 2019 г. не более 45 % цены товара, с 1 января 2020 г. — не более 35 % цены товара, с 1 января 2022 г. — не более 25 % цены товара, а с 1 января 2025 г — не более 15 % цены товара.
Однако, требование при этом предъявляется к изделию в базовой комплектации, то есть без учета стоимости накопителей данных (жестких магнитных дисков, твердотельных дисков, магнитных лент).
Вместе с тем, накопители данных не производятся в России в промышленных масштабах. Учитывая вышеизложенное, проблема импортозамещения, указанная Президентом РФ в поручении № Пр-1301 от 7 июля 2016 г. в части производства отечественного оборудования, необходимого для хранения сообщений пользователей сети интернет не будет решена.
Кроме того, учитывая, что согласно постановлению Правительства РФ от 12 апреля 2018 г. № 445, система хранения данных по «закону Яровой» является частью системы оперативно-розыскных мероприятий (СОРМ) — информационной системы баз данных об абонентах оператора связи (далее — ИСБД), оператору связи нельзя будет купить блок СХД отдельно от ИСБД, а придется покупать СХД в составе ИСБД СОРМ.
В настоящее время 96% СОРМ (Система технических средств для обеспечения функций оперативно-разыскных мероприятий) производят компании, контролируемые тремя независимыми группами: «Цитадель», «Специальные технологии и «Норси-Транс».
Следовательно, принятие указанных изменений в постановление Правительства РФ от 12 апреля 2018 г. № 445 уменьшит конкуренцию на рынке производителей СХД, так как СХД смогут продавать только производители СОРМ, СХД не смогут продавать не российские производители и кроме того, СХД не смогут продавать производители СОРМ, не получившие сертификат на ИСБД.
Между тем, процедура сертификации СОРМ многоступенчатая и предполагает целый ряд этапов. В частности, испытательные лаборатории получают аккредитацию на испытания ИСБД (срок — 3 месяца), производители СОРМ согласовывают с ФСБ и Минкомсвязи методику испытаний ИСБД (срок — 5 месяцев). ФСБ с помощью этой методики испытывают на имитаторе пульта управления СОРМ — ИСБД каждого конкретного производителя на соответствие требованиям, утвержденным приказом Минкомсвязи №573 от 28 октября 2018 г. (срок — 3 месяца). Органы сертификации оформляют сертификаты на ИСБД каждого производителя СОРМ, сертификаты регистрируются Россвязью (срок — 3 месяца). Производители ИСБД получают во ФСТЭК сертификат на «контроль защищенности конфиденциальной информации от несанкционированного доступа и ее модификации» (см. п. 10.7. Требований, утвержденных приказом Минкомсвязи №573 от 28 октября 2018 г.).
Учитывая вышеизложенное, сертификаты на ИСБД (и СХД) получат не все производители СОРМ. А это значит, что конечную цену ИСБД СОРМ, а соответственно и СХД будут определять производители СОРМ, получившие сертификаты.
Уменьшение конкуренции может привести к монополизации рынка СОРМ и возможности ценового сговора производителей. Следовательно, все это с большой вероятностью повлияет на повышение расходов у операторов связи. А операторы связи могут вести бизнес только при наличии доходов и доходы эти могут увеличиваться в основном за счет повышения цены оказания услуг связи.
Таким образом, конечному потребителю следует ждать, что стоимость услуг связи увеличится.