ТелеКом-22: итоги
Вот и прошёл год, в котором закончился Ковид и началась СВО, к РФ присоединили 4 новых субъекта
Чего случилось в этом году и ждать нам от нового года?
РЕГУЛИРОВАНИЕ
Вступил в действие закон 14.07.2022 N 356-ФЗ, по которому РКН уже в 23 г. начнёт аннулировать лицензии за:
- неоказание услуг связи более чем шесть месяцев, в том числе их неоказания с предусмотренного лицензией дня начала оказания услуг;
- непредставления отчета в тч. о начале оказания услуг.
В 1 чтении уже принят законопроект, разрешающий РКН приостанавливать на 90дн. действие лицензии при однократном нарушении СОРМ
Не хорошей тенденцией является повышение госпошлины за лицензирование связи:
С 23 г. вернётся пошлина 7,5 тр.,
С 24 за каждую лицензию с СОРМ будет 1 млн. руб.
Также в 1 кв.23 г. планируется к внесению в ГД законопроект о штрафах действующим Операторам за не реализацию СОРМ 0,3-0,5 млн. в 1й раз, далее- не менее 1 млн. руб.
Под регулирование Государства (ФСБ) в будущем году попадут и ЦОДы и тех. Сети, имеющие ASN…
В итоге новые дети Телекома рождаться не будут, а Живые дети – будут долго болеть, прежде чем вырасти в зрелых Игроков…Обидно что этот законопроект внесло МинЦифры- тот регулятор, который должен отстаивать цифровое развитие, а не губить его
RIP PSTN (смерть фиксированной телефонии)
Существенно зарегулировали голосовых VoIP Операторов… Там и миллионные штрафы за пропуск голоса с подмененного номера и предписания ФСБ аплинкам прекратить принимать трафик… ГРЧЦ РКН строится система контроля спама, а также запрета пропуска трафика с подмененных номеров и в 23м году она начнёт работать. Серые голосовые Операторы потеряют часть дохода… В итоге голосовой трафик перетечет в сети мессенджеров, где звонки бесплатные, а зачастую более качественные, чем VoIP
ТСПУ
С 2023 г.: весь трафик через ТСПУ, иначе сотни тысяч штрафов по КоАП… Маршруты пропуска трафика сетей передачи данных определены Приказом Минцифры от 26.01.22 г. № 44
ГосОблако
Государством строится Национальная Система Управления Данными. В частности принят в 1 чт проект ФЗ о единой биометрической системе, по которому, например Банки отдают Государству всю биометрию Все Ваши ПерсДанные фактически будут принадлежать и использоваться государством. А отсюда и до цифрового рейтинга не далеко, и за бугор так просто не выпустят , ну как в Китае…
Присоединенные территории
В ГД прошел «правительственный час» с участием Максута Шадаева. Председатель Комитета по информационной политике, ИТ и связи заявил о необходимости развития цифровизации в новых субъектах РФ. По его словам, жители новых территорий, не должны чувствовать оторванности от «большой земли», им так же, как и всем остальным жителям нашей страны, должны быть обеспечены устойчивый доступ к интернету и мобильной связи, электронные сервисы и услуги.
НО: На текущий момент с операторов ДНР ЛНР требуют сдать план внедрения СОРМ, аналогичный тому, который обязаны сдавать операторы РФ после получения лицензии образца РФ. При этом согласно норм ФКЗ №5 операторы ДНР могут осуществлять лицензируемый вид деятельности на основании документов действовавших до 04.10.2022 вплоть до 01.03.2024, если иное не будет установлено НПА правительства. Законом о телекоммуникациях ДНР не были предусмотрены обязательства операторов ДНР по внедрению СОРМ или же аналогичных систем, то есть документ на основании которого операторы могут работать вплоть до 01.03.2024 г. не предусматривал реализацию мероприятий по СОРМ.
По предоставленному операторам ДНР ЛНР проекту плана внедрить СОРМ 2 и СОРМ 3 без СХД операторы должны уже в течение 2023 года, а СХД (требование закона Яровой) в начале 2024 года. При этом стоимость СХД составляет 10-100 млн. в зависимости от объема трафика оператора. Из за сложившейся ситуации в ДНР ЛНР исполнить это указание невозможно. Постоянные обстрелы не только разрушает инфраструктуру. Большой отток персонала, количества потребителей которые не видят перспективы жить на территории ДНР ЛНР. Целостность коммуникаций, разрушение которых никто не компенсирует. Для удержания персонала уровень их зарплаты растет.
В такой ситуации Бизнес не способен приобрести СОРМ
Все операторы ДНР ЛНР отдают себе отчет, что в силу проведения СВО определенные мероприятия по СОРМ должны быть внедрены и должно быть налажено взаимодействие с органами безопасности. Однако внедрение СОРМ — это миллионы рублей, а этап СХД вообще неподъемный без привлечения долгосрочных кредитов. Финансовых учреждений способных давать кредиты в таком объеме на территории ДНР ЛНР нет, более того залог по кредиту в таком объеме в здравом уме никто не застрахует, ведь он будет находится в зоне артиллерийских обстрелов.
Операторы присоединенных территорий ждут если не гос. Финансирования, то хотя бы моратория на покупку СОРМ и предоставлением правоохранительным органам всей необходимой информации.
ИНФРАСТРУКТУРА
В этом году с участием ОрдерКом завершилось около 20 споров по инфраструктуре на опорах Электросетевых компаний. (Практику по ФАС мы публикуем здесь)
Где-то через ФАС удалось цену снизить. И средняя цена пользования опорой 0,4 кВ по РФ составляет 70 руб. с НДС
В Московском регионе ФАС снизила цену недостаточно, и не совсем корректно. В частности, Операторы считают, не корректно брать деньги за каждый подвес, это противоречит решению ФАС. Сейчас решение ФАС оспаривается, Операторами связи подано 6 жалоб (см. Дело ). Эти жалобы суд рассмотрит уже в будущем году.
Приняты новые правила недискриминационного доступа. Они содержат 2 принципиальных отличия от ППРФ 1284:
1) Теперь ФАС рулит по полной. Какую Методику она примет, так цены и будут устанавливать Монополисты;
2) В расходы Монополиста, учитываемого при формировании цены на подвес ВОЛС, нельзя включать расходы, которые уже были учтены по другим видам деятельности.
В рамках уменьшения расходов за размещение сетей в домах (ЖМД) удивил едрос Клишас.
Сначала он снял подпись с законопроекта о бесплатном доступе Оператора в ЖМД, притом этот законопроект был в пакете с законом о Суверенном Интернет в 2019 г. Сувенирка сейчас работает, а равного доступа в ЖМД нет как нет.
Затем Клишас внёс новый законопроект
Но председатель Комитета ЖКХ Хованская дала отрицательный отзыв, а потом вместе с председателем Партии «За правду» Мироновым они дали альтернативу Причём Хованская справедливо указывает на то, что новый законопроект Клишаса фактически лишает граждан РФ права распоряжаться совместной собственностью.
В итоге этот вопрос опять подвис, несмотря на очередное поручение Гаранта Конституции.
Выводы
Учитывая вышеуказанные тенденции в следующем году многие захотят продаваться…
Но если сейчас не покупают дороже годовой выручки, то чего ждать от будущего?
Тем более, что многие (типа РТК), в результате предварительного изучения документов при due diligence, узнав поднаготную, не покупают Операторов, а начинают переманивать Абонентов.