Упрощения и послабления в надзоре с 2021 года
В рамках реформирования системы контроля над бизнесом с нового года вступили в силу несколько законов, которые предусматривают упрощение и послабление контроля. В частности, «регуляторная гильотина» обнулила ряд требований к российским компаниям, действующим на рынке телекоммуникационных услуг. Кроме того, упрощены некоторые процедуры контроля со стороны регулятора.
С нового года вступил в действие Федеральный закон «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» от 31 июля 2020 года (№247-ФЗ). Этот закон ввел ряд обязательных требований, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Оценка соблюдения этих обязательных требований осуществляется в рамках государственного надзора, привлечения к административной ответственности, предоставления разрешений (в том числе и лицензий).
Кроме того, начала действовать так называемая регуляторная гильотина. Это принцип регулирования, предусматривающий, что с определенной даты полностью вытесняется весь старый массив регуляторных требований и заменяется новым, актуализированным в соответствии с требованиями времени и технологий.
В частности, в рамках данного принципа с 1 января 2021 года прекратили действие все обязательные требования, которые вступили в действие до 1 января 2020 года за исключением Перечня из постановления правительства РФ от 31 декабря 2020 года (ПП-№ 2467).
Указанное постановление правительства РФ утвердило Перечень нормативно-правовых актов (НПА), часть из которых продолжают действовать. Среди них НПА, регулирующие СОРМ, вопросы, связанные с планами нумерации, регулирующие инициативы в рамках так называемого суверенного интернета.
Ряд НПА из Перечня будут действовать только до 1 марта 2022 года. В числе этих НПА: Правила отчетности, касающиеся резерва универсального обслуживания, а также решения Государственной комиссии по радиочастотам (ГКРЧ) относительно норм на допустимые излучения и отклонения. Кроме того, до 1 марта 2022 года продолжат действовать правила оказания услуг связи, ввода в эксплуатацию сооружений и сетей связи, их сертификации, а также присоединения и пропуска трафика. Все вышеуказанные НПА будут перевыпущены к 1 марта 2022 года. Проекты некоторых из них уже находятся на антикоррупционной экспертизе Минюста России (например, проект Правил оказания услуг телефонной связи, в разработчиках которого указан Роспотребнадзор, имеет явный уклон в сторону защиты прав потребителей).
В связи со вступившими в силу изменениями следует отметить несколько моментов.
Во-первых, требования из отсеченных в рамках «регуляторной гильотины» НПА не являются основанием для привлечения к административной ответственности.
Во-вторых, с 1 февраля 2021 года положения НПА, устанавливающих обязательные требования, должны вступать в силу не более двух раз в год: с 1 марта и с 1 сентября каждого года, но не ранее чем по истечении трех месяцев после дня их официального опубликования, если иное не установлено федеральным законом.
В-третьих, срок действия вступивших обязательных требований не может превышать шесть лет, за исключением ФЗ или во исполнение постановления правительства РФ.
И в-четвертых, если решат изменить включенный в Перечень акт, он будет переиздан (отмена старого и принятие нового).
Также с 1 июля вступает в действие Федеральный закон от 31 июля 2020 года «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (№ 248-ФЗ). Согласно этому закону, проверки бизнеса могут быть заменены на периодическое подтверждение соответствия лицензиатов лицензионным требованиям, осуществляемое в форме государственной услуги. Важно отметить, что под закон не подпадают протоколы Роскомнадзора по выявленным административным правонарушениям (например, в рамках системы контроля «Ревизор», при отчислениях в резерв универсального обслуживания и т.д.).
Кроме того, по данному закону контролируемое лицо теперь вправе представить указанные в запросе по проверке документы в электронной форме. Подписаны в таком случае документы должны быть усиленной квалифицированной ЭЦП.
Важно также отметить, что до 2024 года информирование контролируемого о действиях и решениях надзорного органа, направление документов и сведений о проверках может осуществляться в том числе на бумажном носителе — «Почтой России» (в случае невозможности информирования контролируемого лица по e-mail либо по запросу оператора). В таком случае надзорный орган в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня поступления от оператора запроса, направляет ему документы на бумажном носителе.
Еще один момент, на который следует обратить внимание, заключается в том, что с 2023 года судебное обжалование решений надзорного органа, а также действий или бездействия его должностных лиц возможно только после их досудебного обжалования.
С 2024 года информирование контролируемых операторов о совершаемых надзорным органом действиях и принимаемых решениях будет осуществляться только в электронном виде (с публикацией в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, а также посредством средств электронной почты). При этом контролируемый считается надлежаще проинформированным, если сведения направлены по адресу e-mail, сведения о котором представлены надзорному органу контролируемым лицом (отдельным письмом) и внесены в ЕГРЮЛ или информационную систему госконтроля.
Закон закрепляет приоритет профилактических мероприятий по отношению к контрольно-надзорным. Предусмотрены, в частности, такие формы, как профилактический визит — беседа по месту деятельности компании или ИП. Даже если в ходе визита выявят нарушения, это не будет основанием выдать компании предписание устранить их.
Закон №248-ФЗ является общим для всех видов контроля. В федеральном законе о контроле в сфере связи (который будет принят) есть возможность предусмотреть независимую оценку соблюдения обязательных требований. Ее будут проводить независимые аккредитованные организации. При этом, на время действия экспертного заключения, плановые проверки не проводятся. Снизить количество проверок хотят за счет введения более мягких видов мероприятий, таких как мониторинговая закупка, выборочный контроль, инспекционный визит, выездное обследование.
Также следует отметить, что, по постановлению правительства РФ от 30 ноября 2020 года (ПП №-969), введен мораторий на плановые проверки малого и среднего предпринимательства. Срок проведения плановых проверок, дата начала которых наступает позже 30 июня 2021 года, не может превышать 10 рабочих дней. По решению надзорного органа вместо выездной плановой проверки может быть проведен инспекционный визит (один рабочий день в одном месте осуществления деятельности). Кроме того, весь 2021 год контролируемых могут проверять дистанционно, используя в том числе аудио- и видеосвязь.
Также в соответствии с постановлением правительства РФ от 24 июля 2020 года (ПП №-1108) до конца 2021 года вводится эксперимент по досудебному обжалованию через Единый портал госуслуг решений по проверкам. Участником эксперимента в части надзора в сфере ТВ и радиовещания является Роскомнадзор.
В целом контроль и надзор в России идет по пути ослабления давления на бизнес и отмены ненужных норм и правил. Все это, надеюсь, сможет сохранить малый бизнес в России.