ОрдерКом

Пн-Пт с 09.30 до 18.00
info@ordercom.ru

115419, Москва, 2-й Рощинский пр-д, д. 8, стр.4, комн. 411а

НеДискриминационный доступ к объектам для размещения сетей связи

Одной из главных статей затрат Оператора связи (далее – «Оператор») являются расходы на использование объектов (инфраструктуры) под размещение его сети. При этом, согласно ст.6 ФЗ «О связи» строительство и эксплуатация сети связи осуществляется по договору с собственником.

Здесь под инфраструктурой для размещения сетей связи понимаются:

1) Объекты, специально созданные для размещения сетей связи (например, линейно-кабельное сооружение связи),

2) Сопряженные объекты — созданные для целей, не связанных с оказанием услуг связи, которые могут использоваться для размещения сетей электросвязи (здания, воздушные линии электропередачи (далее – «ЛЭП»), столбовые опоры ЛЭП, мосты, коллекторы туннели, полосы отвода, прочие дорожные и инженерные сооружения и технологические площадки).

Конкуренция – двигатель развития. ФЗ «О защите конкуренции»  и подзаконные акты устанавливают рамки для реализации права Оператора, оказывая услуги связи, размещать сеть связи на равных условиях с другими Операторами (далее – «недискриминационный доступ», или «НДД»).

В этих целях постановлением правительства №1284 от 29 ноября 2014 г. утверждены Правила недискриминационного доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи (далее — «Правила НДД»). При этом, согласно п. 2 Правил НДД под их регулирование подпадают только субъекты естественной монополии. При этом, важен факт нахождения компании в реестре естественных монополий[1] ( и не важно — в области связи (ПАО «Ростелеком»),  или в других областях (например, организации топливно-энергетического комплекса), а также возможность размещать сети (линии) связи на инфраструктуре.

В силу п. 18 Правил НДД, владелец инфраструктуры при наличии технологической и экономической возможности не вправе отказать в предоставлении доступа к ней обратившемуся пользователю инфраструктуры. Доступ к инфраструктуре должен быть предоставлен любому пользователю инфраструктуры на основе недискриминационных условий. При этом, НДД может быть предоставлен на основе дифференцированных условий доступа, которые экономически и технологически обоснованы.

Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2017 г. N 618 утвержден Национальный план развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 — 2020 годы (далее – «Национальный план»). Национальный план предусматривает обеспечение:

— «формирования инновационных инфраструктур на принципах установления недискриминационных требований для участников рынков вне зависимости от технологий, используемых при оказании услуг в сфере связи;

— в не менее чем 80 процентах городов с численностью более 20 тыс. человек наличия не менее 3 операторов, предоставляющих услуги связи для целей передачи сигнала».

***

Выделю 4 основных проблемы в области НДД (при этом для каждой проблемы своё «лекарство»):

 

1) Нарушение прозрачности, установленной правилами НДД

 

По п. 7 Правил принципом НДД является «доступность информации об условиях доступа к инфраструктуре». При этом,согласно п. 10 Правил НДД, в состав информации, подлежащей опубликованию владельцем инфраструктуры входят:

а) перечень специальных объектов инфраструктуры, к которым может быть предоставлен доступ;

б) порядок формирования тарифов за предоставление доступа к инфраструктуре, включая условия дифференциации тарифов;

в) информация о порядке и условиях выполнения запросов на предоставление информации о доступе к конкретным объектам инфраструктуры;

г) реестр заявлений о предоставлении доступа к инфраструктуре, который ведется владельцем инфраструктуры. Запись в реестр вносится не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем поступления заявления. В реестре фиксируются:

-дата и время поступления заявления, его номер, реквизиты заявителя,

-объект инфраструктуры, к которому запрашивается доступ, а также планируемый срок начала использования

— сведения о планах, в том числе долгосрочных, владельца инфраструктуры по использованию инфраструктуры для собственных нужд.

д) сведения о размере платы за предоставление информации, предусмотренной пунктом 13 настоящих Правил.

За отказ в регистрации заявлений, искажение сроков их регистрации и сроков регистрации сведений о планах владельца инфраструктуры, искажение регистрационных номеров заявлений и сведений предусмотрена административная ответственность.

 

2) Доступ к объектам

 

 А) Нежилой инфраструктуры.

Зачастую, владельцы инфраструктуры, не желая допустить конкурента, отказывают в доступе. Например, владельцы инфраструктуры, одновременно либо сами являются Оператором (например, «Большая четвёрка»[2]), либо контролируют (в т.ч. опосредованно) Оператора (например, застройщик, или владелец бизнес-центра создают «карманного» оператора).

Б) Жилых домов

Здесь главным является баланс между правом общей собственности (когда без решения собственников 2/3 от площади дома размещение не законно) и публичной услугой связи, в условиях информационного общества фактически являющейся коммунальной услугой. К сожалению, в последнее время судебная практика идет по пути недостаточности договора с отдельными собственниками как основания для размещения сети связи[3].

Общее имущество в многоквартирном доме согласно п.1 ст.290 ГК РФ принадлежит собственникам квартир в этом доме на праве общей долевой собственности. В частности, согласно пункта 3 ч.1 ст. 36 Жилищного кодекса России (далее — «ЖК РФ») общим имуществом является механическое, электрическое, и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения. Согласно Постановлению Президиума Высшего арбитражного суда России № 10545/12 от 22.01.13[4]: «кабельная канализация смонтирована при выполнении работ по телефонизации и интернетизации квартир, передаваемых в частную собственность другим лицам. Межэтажные трубы, необходимые для размещения сетей связи, став конструктивным элементом инженерного оборудования многоэтажного дома, утратили свойства самостоятельного объекта права собственности». Поэтому оборудование внутри дома принадлежит жильцам- собственникам на праве общей собственности.

 

3) Экономически необоснованная цена доступа

 

П.1 статьи 10. закона «О Защите конкуренции» установлен запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением, а именно: 3) навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованных.

Так, в соответствии с Правилами НДД владельцу инфраструктуры следует доказать экономическую обоснованность:

  1. I) Затрат (например, для энергетических компаний — запрет двойного включения расходов на обслуживание ЛЭП и в стоимость электроэнергии и в стоимость услуг по размещению сети)

В частности в соответствием с п. 30 и 38 Правил НДД, в состав тарифа на доступ к инфраструктуре включаются затраты, на исполнение обязанностей:

а) по обеспечению соответствия объектов инфраструктуры требованиям к инфраструктуре;

б) по информированию пользователя инфраструктуры об аварийных ситуациях, ремонтных и профилактических работах, влияющих на исполнение обязательств по договору;

в) по обеспечению на безвозмездной основе беспрепятственного доступа уполномоченного персонала пользователя инфраструктуры к указанной в договоре сети электросвязи,

  1. II) Необходимой прибыли. В частности уФАС установлено, что прибыль от услуг по размещению не может быть 200%.

Здесь есть различные схемы, в частности, владелец инфраструктуры, в т.ч. комитет по управлению гос./муниципальным имуществом (КУГИ, КУМИ) или энергетическая компания создают прокладку – лицо,  которому (часто с нарушением конкурсных процедур) передана вся инфраструктура по низкой цене и с которой заключается договор.

ОрдерКом помогает Операторам снижать необоснованно высокую цену. В частности сформирована практика в Крымском уФАС, Кемеровском уФАС[5].

При этом одним из лекарств является проведение независимой экспертной оценки стоимость аренды инфраструктуры в регионе. Результаты экспертизы показывают, что зачастую цена завышена в разы. Расходы на техническое обслуживание опор ЛЭП задвоены : включены в стоимость электроэнергии и в стоимость услуг для Операторов связи.

 

Тарифы по размещению оборудования на опорных элементах контактной сети троллейбусов[6].

Наименование Тип кабеля Стоимость за 1 место размещения в месяц с НДС, руб. Стоимость за 1 место размещения в месяц с НДС при оптовом размещении, руб.
МКП МТК «Воронежпассажиртранс» силовой 1017,0 1017,0
МКП МТК «Воронежпассажиртранс» волоконно-оптический 500,0 500.0
МУП «Краснодарское трамвайно-троллейбусное управление» волоконно-оптический 177,0 177,0
МУП «Краснодарское трамвайно-троллейбусное управление» силовой 295,0 295,0
ГУП г. Севастополя «Севэлекторотранс» _ 253,0 160,0
МУП г. Евпатории «Трамвайное управление» _ 150,0 150,0
МУП г. Барнаула «Горэлектротранс» силовой 432,0 337,0
МУП г. Барнаула «Горэлектротранс» волоконно-оптический 848,0 643,0
МУП «Брянское троллейбусное управление» _ 134,50 134,50
МУП г. Абакана «Троллейбусное управление» _ 140,0 140,0
МКП г. Новосибирска «Горэлектротранспорт» волоконно-оптический 622,45 622,45
Суммарное значение: 4568,95 3158,95
Количество предложений 11 11
Усредненное значение: 415,36 287,18

 

4) Демонтаж сети связи

 

Демонтаж размещенной сети связи возможен только по решению суда. При этом, зачастую инфраструктура не оформлена надлежащим образом в пользование энергетическим компаниям и иным субъектам. И это является основанием для отказа суда в демонтаже[7].

Самовольный демонтаж сети связи незаконен, так как нарушает:

  1. I) Системы жизнеобеспечения (ст. 215.2 УК РФ, штраф 150-500 тысяч руб., обязательные работы до 480 часов исправительные работы до 2 лет, или принудительные работы или лишение свободы до 3 лет.).

новый договор на предоставление мест в кабельной канализации для размещения кабелей связи. Договор заключён не был, в последствии работниками ПАО «Ростелеком» было произведено 22 факта физического повреждения кабелей связи Клиента.

В результате – было возбуждено уголовное дело, которое с обвинительным заключением направлено в Тагилстроевский районный суд г. Н. Тагила (дело № 1-59/2019[8]). Работники ПАО «Ростелеком» обвиняются ещё по двум составам преступления:

— умышленное повреждение чужого имущества (ст. 167 УК РФ);

— понуждение к заключению сделки под угрозой уничтожения или повреждения чужого имущества (ст. 179 УК РФ).

 

  1. II) Правила охраны линий/сооружений связи (ст. 13.5 КоАП РФ, штраф 10-20 тыс. руб.). Дела рассматриваются в мировых судах по заявлениям территориальных управлений Роскомнадзора.

В частности, п. 40 Правил охраны линий и сооружений связи России (утверждены Постановлением Правительства РФ от 09.06.95 г. N 578), предусматривает предоставление Техническому персоналу Оператора связи право беспрепятственного прохода к сетям связи.

III) Право на получение прибыли от услуг связи. И здесь нарушитель несёт гражданскую ответственность за понесённые убытки, причиненные:

А) Разрушением линий связи (компенсируются расходы на их восстановление в том числе, если пришлось арендовать иную инфраструктуру на время восстановления разрушенной).

Б) Отсутствием у Абонентов возможности пользоваться услугами связи (в частности при доказанности незаконности демонтажа, взыскивается абонентская плата, умноженная на количество месяцев отсутствия услуг связи и количество абонентов. При этом следует прилагать претензии Абонентов услуг связи).

Так, к примеру, в рамках спора по делу[9] Оператор арендовал оптические волокна в линии связи. Данная линия связи была продана конкуренту Оператора, который впоследствии просто обрезал арендованные волокна и препятствовал обратному подключению к ним. В судебном порядке удалось добиться возмещения убытков, связанных с демонтажем линии связи, в том числе:

— расходов по аренде дублирующей линии связи;

— расходов на предоставление абонентам улучшенного тарифа без изменения стоимости услуг связи, произведённое в целях удержания абонентов Клиента;

— расходов по перерасчёту стоимости услуг связи Клиента за время вынужденного приостановления оказания таких услуг;— иных расходов, в т.ч. расходов на юристов.

По другому делу[10] Оператором взыскано с управляющей компании убытков в размере 1 476 141,52 руб., в том числе: реальный ущерб на сумму 69 841,52(стоимость оборудования на сумму 65 916,22руб. и стоимость ремонтных работ в размере 3 925,30руб.), упущенная выгода в размере 1.406.300 руб.

 

[1] http://fas.gov.ru/pages/activity/tariffregulation/reestr-subektov-estestvennyix-monopolij.html

[2] ПАО: «Ростелеком», «МТС», «Вымпелком», «Мегафон» и их дочерние структуры

[3] http://kad.arbitr.ru/Document/Pdf/aa528c9c-0f00-4f99-823a-8c9fdfc834de/A73-2945-2017_20180521_Opredelenie.pdf?isAddStamp=True

[4] http://kad.arbitr.ru/Card/d372945b-4493-4fe5-9126-fad261c43092

[5] См. http://www.ordercom.ru/prac.htm

[6] Из решения уФАС России по РК и г.Севастополь

[7] См. дела http://kad.arbitr.ru/Card/1ba4e015-7b60-4d3b-bdaa-b4726afa4c94 и https://kad.arbitr.ru/Card/90f3a974-f3c7-4249-8ef7-ab9e294ce9da и http://kad.arbitr.ru/Card/a744b923-6684-4346-8341-4bdb79391a3f

[8] https://tagilstroevsky—svd.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&name_op=case&_id=337053191&_deloId=1540006&_caseType=&_new=0&srv_num=1

[9] http://kad.arbitr.ru/Card/24ecfd80-7a03-47f5-a34d-79529ecd7bbf

[10] http://kad.arbitr.ru/Card/5c98bea5-48ee-480c-98bc-440382083c69